«Если хочешь быть актуальным, нужно развиваться»

Наталья Султанова
Главный балетмейстер-постановщик и руководитель хореографического отделения в Детском музыкальном театре «Домисолька»
МОЯ ИСТОРИЯ
Наталья Султанова. Домисолька
Меня зовут Наталья Султанова. Я родилась в Астрахани, окончила Астраханский колледж культуры и искусств. До 3 курса все студенты учились по общей программе, а с 4 должны были выбрать специализацию – артист балета танцевального коллектива или преподаватель. Я выбрала педагогическое направление, но в тот момент это решение было спонтанным, продиктованным не осознанным выбором, а пониманием, что работа артиста балета – невероятно трудная как физически, так и морально. Некоторое время я работала хореографом в Астраханском областном центре дополнительного образования, затем меня пригласили в ВДЦ "Орленок", где сначала работала в основном с вожатыми. Но я довольно быстро поняла, что хотела бы учить искусству танца детей, поэтому стала работать хореографом в детском коллективе - ансамбля народного танца "Орлята".

Могу сказать, что моя профессиональная деятельность началась в «Орленке». Там я получила педагогические и методические навыки и четко поняла, что хочу работать именно с детьми, и у меня это получается, поэтому в дальнейшем нужно двигаться в этом направлении. Останавливаться на достигнутом я не планировала, и когда меня пригласили в детский музыкальный театр «Домисолька», согласилась. Работа в «Орленке» мне очень нравилась и научила меня многому, но я понимала, что хочу расти профессионально, поэтому уехала в Москву. Позднее, когда появилась возможность окончила «Московский государственный институт культуры».

В «Домисольке» я работаю уже 12 лет. В одном коллективе, но не на одном месте: я пришла в театр как педагог по хореографии, а в настоящее время являюсь главным балетмейстером-постановщиком и руководителем хореографического отделения. Это очень ответственная, трудная, порой нервная, но в то же время потрясающе интересная и благодарная работа.
О КАРЬЕРЕ
КАРЬЕРНЫЙ РОСТ
Наталья Султанова. хореограф Домисолька
Конечно, свою карьеру вне танца я уже не представляю, поэтому она может быть только творческой. Мне неоднократно поступали предложения участвовать в различных телевизионных проектах и шоу-программах в качестве хореографа. Иногда я соглашаюсь – например, была хореографом-постановщиком международного песенного конкурса «Евровидение», часто участвую в жюри различных творческих конкурсов, провожу флешмобы. Но я всегда принимаю только те предложения, которые позволят мне совмещать участие в проектах с работой в «Домисольке», потому что уходить из театра я не планирую.

О создании собственного танцевального проекта я задумывалась, но пока не вижу в этом особого смысла. Дело в том, что все свои творческие идеи и замыслы я могу реализовать в рамках и при поддержке нашего коллектива. Например, я являюсь одним из создателей Международного конкурса-фестиваля детского и юношеского творчества «Цветик-Семицветик», который уже 6 лет проходит в лучших детских центрах страны при участии «Домисольки». Еще одна моя идея, к реализации которой активно подключился наш театр, - фестиваль «Folk без границ». Одним словом, у меня много идей, и все они могут быть реализованы при поддержке «Домисольки».
РАБОТА
МОЯ РАБОТА СЕГОДНЯ
С 2011 года я являюсь руководителем хореографического отделения Детского музыкального театра «Домисолька». Это государственное автономное учреждение дополнительного образования города Москвы, без преувеличения, прославленный коллектив, созданный 28 лет назад. «Домисолька» - не просто музыкальный театр, а полноценное образовательное учреждение с педагогическими программами, методическими разработками лучших вокалистов, режиссеров, хореографов, педагогов. Сегодня в «Домисольке» обучается более 600 человек; у театра множество творческих проектов, в том числе совместно со звездами российской эстрады первой величины.
ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РАБОТУ
Главный балетмейстер-постановщик Домисолька. Работа в Домисолька
Первая причина любви к работе – возможность совершенствоваться и самореализовываться. В «Домисольке» ведется серьезная методическая работа, все педагоги постоянно повышают квалификацию, реализуют свои замыслы, осваивают новые навыки. Ни один участник нашего коллектива – от учеников до руководителя – не стоит на месте.

Работа в «Домисольке» позволяет мне придумывать и воплощать в жизнь собственные проекты, поскольку руководство охотно поддерживает начинания и инициативы. Как я уже говорила, я стою у истоков создания нескольких конкурсов-фестивалей, с идеей которых я когда-то пришла к руководству театра и которые стали нашим общим делом.

Важный для меня фактор – стабильность. Я точно знаю, что с моими наработками, опытом и, без ложной скромности, авторитетом, без работы не останусь в любом случае и всегда смогу придумать собственный проект. Но именно работа в «Домисольке» дает уверенность в завтрашнем дне, чувство тыла – а значит, и возможность реализовать себя, не боясь ошибиться.

Наконец, моя работа – это постоянное общение с детьми, от которых я каждый день получаю энергетику и позитив. Когда я захожу в класс и вижу, как нетерпеливо они ждут чего-то нового, интересного, возникает желание работать, вкладывать в свой труд не только силы, но и душу, творить и создавать.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОИСКУ РАБОТЫ
В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Работать с детьми продуктивно и результативно сможет только тот человек, который это понимает и отвечает им тем же.
Во-первых, большая ошибка думать, что педагогика – это передача знаний, умений от взрослого к ребенку. Я считаю, что это двусторонний процесс: не только мы учим детей чему-то, но и они нас учат работоспособности, непосредственности, открытости, искренности. Работать с детьми продуктивно и результативно сможет только тот человек, который это понимает и отвечает им тем же.

При этом нужно быть готовым к тому, что часто приходится выполнять функции не только педагога, хореографа, но и психолога. Внутреннее состояние детей сразу отражается на их настроении и готовности работать на уроке или выступать на концерте. Поэтому важно вовремя уловить перемены, заметить проблемы и постараться помочь ребенку с ними справиться. Кроме того, в «Домисольке» принято следить за успеваемостью детей в обычной школе, мы даже готовы освободить ребенка на некоторое время от посещения наших занятий, если ему необходимо улучшить оценки в школе.

Еще одна особенность заключается в том, что воспитывать приходится не только детей, но и их родителей. Проблемы возникают самые разные – кто-то не верит в педагога и пытается вмешиваться в процесс, другие не верят в ребенка, третьи, напротив, считают его гениальным без всяких на то объективных оснований. Моя задача – раскрыть талант ребенка, научить его трудиться, справляться с проблемами и трудностями и при этом очень деликатно, тактично сделать так, чтобы родители не мешали этому процессу.
ЧТО БЫ ВЫ РЕКОМЕНДОВАЛИ ТЕМ, КТО В ПОИСКЕ РАБОТЫ ПО ИНТЕРЕСАМ?
1
В наш коллектив часто приходят молодые педагоги. Я заметила одну общую особенность: многие из них хотят, приложив минимум усилий, получить хороший результат. Так не бывает! Чтобы был эффект от любой работы, не только педагогической или творческой, надо пахать, не жалея сил. А хореография – это не только радость творчества, но и постоянный труд, поэтому, прежде чем требовать отдачи и результата от детей, необходимо самому выложиться по максимуму.
2
Я бы советовала обратить внимание на то, как организация относится к своим сотрудникам. Убеждена, что лояльность к компании и ее ценностям формируется только тогда, когда она прикладывает усилия для их роста, когда воспитывает сотрудников и старается не просто получить результат, но и раскрыть внутренний потенциал каждого человека.
3
Обращайте внимание на то, какие вопросы задает работодатель во время собеседования и о чем он говорит. Мне кажется, доверие к компании формируется в том случае, если четко излагаются ее требования. Еще лучше проблемный подход, когда руководитель предлагает кандидату проблему, которую ему придется решать в случае приема на работу, и предлагает еще на этапе собеседования обозначить возможные пути решения. Это показатель открытости, готовности прислушиваться к чужому мнению и решать возникающие вопросы коллегиально, а не авторитарно.
4
И еще один совет – не бойтесь. Не нужно бояться своих целей: мой опыт показывает, что если их четко осознавать, то и путь к их достижению станет очевидным. Не бойтесь показаться неумелым: в хорошем коллективе, где существует система наставничества, вам всегда помогут и поддержат. И не бойтесь работать, ведь дойти до цели сможет только тот, кто не жалеет сил для ее достижения.

Наталья Султанова

Хочешь найти работу?
Присылай свое резюме, откликайся на интересные вакансии на сайте JOB BALANCE
найди работу, проекты исходя из своих интересов, хобби и исследований